Современный новый лекционный зал сегодня можно найти не только в вузах и школах, но и в бизнес-центрах, отелях, муниципальных и административных учреждениях, а также в учебных центрах различных организаций. Техническое оснащение помещения лекционного зала или класса помогает лектору эффективно донести свои тезисы до обучающихся, а тем, в свою очередь, быстро и просто усвоить информацию – будь то занятие на лекции по квантовой физике, заседание с бизнес-презентацией по инвестированию, или мультимедиа материалы, посвященные планированию бюджета организации.
Прежде чем приступать к техническому оснащению лекционного зала или аудитории, следует ответить на ключевой вопрос: какие виды учебных мероприятий будут проводиться в аудитории. Или, иначе говоря, какие задачи будет решать это помещение.
Задачи и форматы к лекционных залов
Основной задачей любого лекционного зала или аудитории является донесение обучающей информации до находящихся в аудитории людей. Однако форм обучения существует множество, поэтому эту общую задачу следует детализовать, в зависимости от того, какой именно материал будет преподноситься, и каким именно образом.
Рассмотрим основные виды и способы подачи учебной информации:
Лекция. Формат, подразумевающий устное выступление одного или нескольких человек перед аудиторией. Лекции могут сопровождаться поясняющими материалами – изображениями, графиками, диаграммами, а также видеороликами. Исходя из этого, техническое оснащение лекционного зала должно обеспечивать громкую и разборчивую речь лектора с помощью средств усиления звука и возможность воспроизведения различных мультимедийных материалов на большом экране. Не лишней окажется и возможность взаимодействия с аудиторией, например, чтобы студент мог задать вопрос лектору.
Научный доклад. Формат доклада во многом схож с лекцией, но гораздо более распространен в академической среде. Задачи технического оснащения лекционной аудитории в этом случае почти такие же. Однако взаимодействие со слушателями доклада приобретает приоритетное значение, вплоть до возможности проведения конференций. Не менее важно обеспечить возможность совместной работы в интерактивном режиме, например, чтобы другие участники мероприятия могли указать докладчику на те или иные места его презентации, или даже предложить свой вариант в реальном времени.
Тренинг. Этот формат крайне распространен в корпоративной среде. В отличие от статичных лекций, тренинги подразумевают гораздо более активное взаимодействие в лекционной аудитории. Участники общаются между собой и с модератором мероприятия, двигаются, а не просто сидят, делятся своими наработками с другими участниками. Задача оборудования аудитории для тренингов в этом случае сводится к обеспечению максимально комфортного общения всех участников. Именно в этом формате пригодятся, например, PTZ-камеры и мобильные гарнитуры вместо стационарных микрофонов на «гусиной шее».
Конференция. Деловая, научная или образовательная конференция – это учебное мероприятие для обмена опытом ее участников. По сути, конференция сводится к серии докладов с последующим их обсуждением. Поэтому и задачи такое помещение решает схожие с лекционным залом: обеспечение «видимости» и «слышимости» выступающих докладчиков, а также возможность обсуждения тем, стоящих на повестке дня.
Таким образом, можно сформулировать следующие основные задачи учебных аудиторий:
- Обеспечение громкой и разборчивой речи лектора в любой части помещения;
- Воспроизведение сопроводительных материалов лекции на большом экране, а при необходимости – дублирование этой информации на вторичных экранах;
- Обеспечение обратной связи аудитории с докладчиком;
- Просмотр презентаций, воспроизведение аудио- и видеоматериалов;
- Комфортное обсуждение и общение каждого участника мероприятия;
- Проведение тренингов и обучающих семинаров с возможностью обмена опытом;
- Запись обучающих мероприятий на видео;
- Трансляция учебного мероприятия в эфир;
- Возможность синхронного перевода в случае проведения международных учебных мероприятий.